Главная » Новости компаний » Обвал на «Продовольственной бирже»

Обвал на «Продовольственной бирже»



Холдинг «Продовольственная биржа» к началу июня покинет рынок. Перед закрытием бизнеса компании удалось уступить часть магазинов конкурирующим игрокам — X5 Retail Group и «Магниту», утверждают источники “Ъ”. По мнению экспертов, компания имела размытое позиционирование и не выдержала конкуренции с федеральными ритейлерами. 

Холдинг «Продовольственная биржа» (ПБ) до конца мая закроет все свои магазины (сети «Полушка», «Лайм» и «Всенародный»), рассказали “Ъ” источники в двух торговых сетях и два поставщика компании. Информацию о том, что сети под управлением ПБ прекращают работу, “Ъ” подтвердили сотрудники трех магазинов холдинга. «Персонал работает до 31 мая, а потом всех увольняют и компания закрывается», — утверждает один из собеседников “Ъ”.

Как сообщали источники “Ъ”, ПБ изначально хотела продать свой бизнес целиком, но желающих его приобрести не нашлось. Тогда холдинг сменил тактику и начал предлагать конкурентам отдельные объекты. Источник “Ъ” на розничном рынке утверждает, что об аренде шести-семи магазинов с ПБ договорился ритейлер «Магнит». Похожую информацию “Ъ” сообщил один из поставщиков «Магнита» и ПБ. Ранее ПБ уступила часть своих магазинов X5 Retail Group, развивающей сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» (см. “Ъ” от 01.04.2019). Собеседники “Ъ” говорили, что речь идет о 25–30 точках, в X5 Retail Group точное количество объектов не называли. В ПБ и «Магните» не ответили на запрос “Ъ”.

К магазинам холдинга также присматривались сети «Верный» и «Дикси», но до сделки дело не дошло, говорит один из участников рынка. Отдельными помещениями ПБ интересуется сеть «Реалъ», которая сейчас ведет переговоры напрямую с собственниками помещений, добавляет другой источник “Ъ”. Желание приобрести 12–13 магазинов холдинга также выражал ТД «Интерторг» (сети Spar и «Народная семья»), но о достижении каких-то договоренностей пока неизвестно. ПБ настаивала, чтобы в дополнение к удачным объектам покупатели брали в нагрузку менее удачные точки, указывает собеседник в сфере ритейла.

Сделки структурировались как переуступка прав аренды, в ходе которой ПБ получала от покупателя выплату, говорит участник розничного рынка. Аренда помещений компании происходила не в рамках переуступки, возражает руководитель Rusland SP Retail Александр Карпов. «Предыдущий договор расторгался, а с новым арендатором заключался договор на новых условиях», — указывает он. Возможно, при такой схеме ПБ могла получить какой-то бонус от нового арендатора за «право первой ночи», но вряд ли это большие суммы, уверен источник “Ъ” на рынке коммерческой недвижимости.

Параллельно с поисками покупателей ПБ активно избавлялась от нерентабельных точек. Согласно данным агентства Infoline, в период с января по март этого года сеть сократилась почти вдвое — со 139 до 70 магазинов. При этом в мартовском письме поставщикам ООО «Любавушка Ритейл Груп» (ЛРГ, входит в ПБ) уверяло, что практически завершило оптимизацию и оставит у себя более 100 магазинов. На начало мая в управлении ПБ был 41 магазин, говорит источник “Ъ”. Поставщик компании говорит, что в ее состав на данный момент входит около 35 точек.

ПБ присутствовала на рынке с 1998 года и последние годы занимала седьмое место в списке крупнейших ритейлеров Петербурга (данные УФАС). По оценке Infoline, выручка холдинга в 2018 году сократилась с 18, 6 до 13 млрд рублей. Торговые марки сетей «Лайм» и «Полушка» оформлены на ООО «Центр управления недвижимостью», которое принадлежит Борису Головкову, указано в базе «СПАРК-Интерфакс» (www.spark-interfax.ru). Кроме него, бенефициарами холдинга являются Анна Лысенко и владелец оптового поставщика продуктов ООО «ТД "Северо-Запад"» Владимир Степанов, отмечает источник “Ъ”.

Покидающий рынок холдинг заваливают исками поставщики, требующие погашения долгов по оплате отгруженного товара. Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», к ЛРГ в этом году поступил 81 иск на 117, 6 млн рублей, к другой структуре холдинга ООО «Сити Ритейл» было подано еще 50 исков на сумму 136, 2 млн рублей. Один из контрагентов ПБ говорит, что холдинг недавно предложил ему отгружать товары на ООО «СЭД», которое занимается оптовыми поставками в несетевые магазины. «У этого юрлица много тендеров по больницам, школам, поэтому холдинг заинтересован сохранять его как можно дольше», — отмечает еще один собеседник “Ъ”.

У ЛРГ большие обязательства, но мало активов, поэтому получить деньги контрагентам будет затруднительно, утверждает источник “Ъ”. У холдинга в собственности находится часть магазинов, бизнес-центр «Ника» в Масляном переулке и ТЦ «Зебра» на проспекте Косыгина, вопрос в том, на кого они оформлены, говорит другой собеседник “Ъ”.

Гендиректор агентства Infoline Иван Федяков отмечает, что ПБ испытывала проблемы с позиционированием, а по цене была не способна выдержать конкуренцию с федеральными торговыми сетями. «Если с предыдущей версией "Пятерочек" ПБ еще удавалось конкурировать, то после обновления этой сети холдинг уступал ей не только по цене, но и по качеству магазинов, оборудованию», — отмечает он. В условиях жесткой конкуренции региональные ритейлеры продолжат покидать рынок, ожидает эксперт.
Вы можете оставить свой комментарий к статье
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *